Чаще всего проявляется на малолитражных автомобилях "универсального" типа и "мини-мини".
Косвенные признаки: "закипание" при длительном простое в пробке либо при длительной поездке на высокой скорости.
Причины: из-за слишком раннего или позднего зажигания часть тепла, вместо того чтобы совершать полезную работу, бесцельно уходит на нагрев стенок цилиндров и воды за ними. Слишком маленькая система охлаждения малолитражки не справляется с избыточным теплом и перегревается. Либо из-за неисправных элементов системы зажигания один из цилиндров работает неустойчиво, вследствие чего водитель вынужден сильнее давить на "газ", увеличивая подачу топлива в остальные цилиндры. Цилиндры перегреваются, то же происходит с водой, а слишком маленькая система охлаждения... Ну и так далее.
Рекомендуемый метод устранения: обратитесь в мастерскую с просьбой отрегулировать зажигание и уровень СО в выхлопных газах.
Как провести самостоятельную диагностику и отрегулировать зажигание. В темное время суток откройте капот машины с заведенным двигателем. Если где-то проскакивают искры, этот элемент неисправен и требует замены. AL
Неплохие результаты в ремонте системы зажигания дает банальное опрыскивание ее элементов аэрозолями, предназначенными для защиты электропроводки.
В светлое время суток выкрутите свечи. Их рабочие части (вкрученная в цилиндр часть изолятора и боковой контакт) должны быть песочного цвета. Если свеча черная - она нуждается в замене (точнее, это значит, что в данном цилиндре не проскакивает искра; если после замены свечи неисправность не исчезнет, под подозрение попадают колпачок свечи и высоковольтный провод).
Взгляните на шкив коленвала, проверните его с помощью ключа, накинутого на крепежную гайку шкива. На самом шкиву вы обнаружите заводскую риску. Над верхней частью шкива на блоке цилиндров вы найдете другую заводскую метку - это может быть риска, штифт, а то и целая градуированная шкала. Момент совмещения риски на шкиве с меткой на блоке соответствует верхней мертвой точке первого цилиндра. Точка примерно на 5 градусов до ВМТ соответствует оптимальному моменту проскакивания искры (обычно она также помечается заводом).
Теперь выкрутите свечу первого цилиндра, наденьте на нее колпачок с высоковольтным проводом и положите на двигатель (в идеале - зажмите в какой-нибудь щели так, чтобы электроды были повернуты к вам, например, в проушине монтажного крюка, между генератором и блоком цилиндров, в щели между трамблером и головкой блока), включите зажигание и проверните коленвал ключом. Момент проскакивания искры должен соответствовать отмеченному заводом-изготовителем положению коленвала - за 5 градусов до ВМТ. Если искра не проскакивает вообще - проверните коленвал еще на один оборот.
В том случае, если искра проскакивает заметно раньше или позднее оптимального момента - совместите риски коленвала и метку "за 5 градусов до ВМТ" на блоке, а затем поворотом прерывателя-распределителя добейтесь того, чтобы искра проскакивала именно в этот миг, и закрепите прерыватель.
Износ водопомпы.
Косвенные признаки: машина перегревается в "пробках", но хорошо себя ведет на высокой скорости.
Причина: крыльчатка помпы уже не обеспечивает нужной скорости циркуляции воды. На высоких оборотах (быстрая езда) она еще способна дать цилиндрам удовлетворительное охлаждение, но на малых оборотах (машина стоит в пробке на одном месте, двигатель крутится на холостых оборотах) вода застаивается в блоке, перегревается и начинает кипеть.
Рекомендуемый метод устранения: замена водопомпы в автомастерской.